КПП

= КПП на 407-ой =

   Коробку передач при смене двигателя обязательно нужно сменить, проще на 412-ю. Старая коробка не рассчитана на такую мощность и крутящий момент, поэтому она почти сразу ломается (срезаются синхронизаторы или шестерни).

   Я оставил на 407-ом рычаг КПП на руле. Так и стильнее, и удобнее (когда привыкнешь). Только укоротил его на 4 см., т. к. у 412-ой коробки ходы переключения больше, поэтому при включении заднего хода задевал торпеду. 

   Относительно родной КПП можно посоветовать заливать в нее хорошее масло с присадками и почаще его менять.

= Уменьшение хода рычага =

   Механизм переключения передач  обладает неудобством - ход рычага переключения очень велик. Предлагаемая переделка рычага и правильная регулировка тяг механизма управления устраняет опасность недовключения какой-либо передачи. После такой переделки переключение передач будет происходить быстрее, удобнее и приятнее. 

Рычаг переключения передач:
1 - укороченный; 2 - серийный;

= Размерности КПП и карданов =

   Размерности КПП и карданов автомобилей Москвич-412, Иж-2126 и Ваз-2106:

A – длина от конца первичного вала до фланца главной передачи.

B – длина карданного вала от фланца главной передачи до середины эластичной муфты.

C – длина от плоскости разъем коробки с картером сцепления до середины эластичной муфты.

D – длина первичного вала от конца до плоскости разъема коробки с картером сцепления.

E – длина от конца первичного вала до середины эластичной муфты.

Длина шлицевого конца кардана – 50 мм

Длина шлицевой части эластичной муфты – 70 мм

 

A

B

C

D

E

АЗЛК-2140

1934

-

-

148

-

Иж-2126

2014

1500

365

148

513

Ваз-2101

2011

1420

423

163

590

Длина картера сцепления Иж 2126 и АЗЛК 2140 одинаковая – 155 мм.

Коробка у Иж имеет 6 точек крепления. Кардан стыкуется с коробкой как у ТАЗа, через эластичную муфту и имеет подвесной подшипник.

Коробка 2140 + кардан 2140 = 1934 мм

Коробка* ВАЗ + кардан ВАЗ = 2010 мм

Коробка* ИЖ + кардан ВАЗ = 1933 мм

*) Длина коробки – размер Е

 = Вазовская КПП =

   И Ваз и Москвич проектировались приблизительно в одно время и относятся к одному классу, поэтому замена КПП трудностей не вызывает. Главное – приобрести переходную плиту для согласования крепежных отверстий картера сцепления и КПП. Плиту придется искать на рынках или заказывать. Материал, из которого она изготовлена, - сталь, силумин или дюралюминий - особого значения не имеет (хотя сталь предпочтительнее). Главное, чтобы изготовители точно выдержали все размеры - расположение отверстий и проточек под подшипники и сальник. Поперечину задней опоры силового агрегата лучше взять от Москвича производства АЗЛК, с двумя крепежными отверстиями (а не с четырьмя) - она лучше поддается доработке. В качестве крепежа стоит применять черные каленые болты повышенной прочности.

   Плита заводского изготовления (1) отличается от кустарной (2) наличием специальных вырезов, которые позволяют снимать и устанавливать КПП на машину без демонтажа картера сцепления. Отверстие для сапуна находится в торце (обозначено стрелкой).

   Карданный вал берут от Ваза, укорачивают и приваривают заднюю вилку крестовины от Москвича. Если аккуратно выполнить эту операцию, впоследствии вал даже не нужно балансировать.

   Из-за того, что диаметр и размеры шлицев первичного вала новой КПП другие, приходится устанавливать также Вазовские диск сцепления и подшипник в маховик - без каких-либо переделок.

   Пространства для новых агрегатов под днищем 412-го и 2140-го маловато. Требуется, либо "дорабатывать" тоннель кувалдой, либо вваривать тоннель ВАЗ. Иначе коробка встает со значительным перекосом.

   В зависимости от конструкции стояночного тормоза могут возникнуть некоторые трудности с поиском нового места для крепления рычагов его привода. Обычно для этого используют Вазовский кронштейн для крепления приемной трубы.

   У коробки передач не должно быть осевого и радиального люфтов вторичного вала, но допускается некоторое радиальное пошатывание первичного (0,5 - 0,7 мм на конце вала).

   Кардан лучше выбирать с неизношенными крестовинами и хорошо сохранившимися эластичными элементами – муфтой и опорой подвесного подшипника. В шлицевом соединении переднего кардана наверняка будет люфт, но если он невелик, им можно пренебречь.

   Опытные мастера, на чьем счету не один десяток таких операций, отработали технологию до мелочей. Так, еще при разборке рекомендуется выкрутить из картера сцепления шпильки стартера – это облегчит демонтаж картера с машины и последующую его установку вместе с КПП.

   Кольцевую выемку вокруг сальника в картере сцепления нужно очистить от грязи, иначе центрирующий концентрический выступ на переходной плите не сможет занять свое место. Сапун Вазовской коробки переставляют в специальное отверстие переходной плиты (кстати, его наличие нужно проверить при покупке).

   Запрессованный в маховик подшипник, на который опирается передний конец первичного вала КПП, в обоих автомобилях имеет одинаковый наружный диаметр, поэтому заменить его Вазовским не составит труда.

   При установке промежуточной опоры (подвесного подшипника) важно правильно определить ее положение, чтобы обеспечить соосность вторичного (выходного) вала КПП и переднего кардана. Это легко сделать, ориентируясь по технологической линии на боковой поверхности эластичной муфты. Если линия не искривлена по всей окружности, значит, промежуточная опора и вал сориентированы правильно. Когда автомобиль будет снят с подъемника и под его весом рессоры выпрямятся, оси обоих карданных валов окажутся на одной линии – что и требуется для их нормальной работы.

   Промежуточная опора кардана может крепиться к кузову по-разному. Вариант с дистанционными втулками на длинных болтах подходит для городских условий. Но в целом предпочтительнее другая конструкция – с использованием штатной Вазовской поперечины.

   Из существенных недостатков следует отметить более низкое расположение КПП (но она все равно оказалась не ниже элементов выпускной системы). Вероятность зацепиться одним из имплантированных узлов за неровности дороги снизила проходимость Москвича.

Доработка КПП

  В переходную плиту устанавливается сальник первичного вала коробки вместе с корпусом от картера сцепления Ваза. Семь болтов, крепящих плиту к КПП, вкручивают в отверстия от штатных Вазовских шпилек – шесть болтов крепления маховика ВАЗ (М10) и один меньшего диаметра (М8).

   На прикрепленную к Вазовской коробке плиту ставится москвичевский картер сцепления. Через родные отверстия картера сцепления (их нужно рассверлить до 12,5 - 13 мм) четыре болта М12х30 мм вкручиваются в резьбовые отверстия плиты.

 

   Гибридная КПП ВАЗ-Москвич с простой плитой на автомобиль монтируется, как в Жигулях - в сборе с картером сцепления.

 

Переделка карданного вала

   От обоих карданов – Вазовского и москвичевского – отрезается задняя часть. Москвичевская подлежит доработке.

 

   Для последующей сварки в отрезанной части сверлят четыре ряда отверстий (по 3 в ряд), симметрично расположенных по окружности.

 

   Перед тем как надеть москвичевский обрезок на укороченный Вазовский вал, необходимо их отцентровать. Для компенсации разницы их внутреннего и наружного диаметров нужны прокладки из мягкого листового металла.

 

   Части свариваются. Обе вилки следует расположить в одной плоскости.

 

   Суммарная длина вала от края до края вилок должна равняться 720 мм.

 

Монтаж на автомобиль

Отверстие в полу под рычаг КПП увеличивается в длину примерно вдвое.

Опорный подшипник ведущего вала в маховике заменяется аналогичным Вазовским.

Вазовский диск сцепления становится в москвичевскую корзину без проблем.

Новая КПП вместе с колоколом садится на четыре штатные шпильки блока цилиндров.

   Москвичевской поперечине подвески силового агрегата придается большая кривизна, крепление к ней Вазовской подушки подгоняется по месту, как и расположение всей конструкции на кузове.

 

   Москвичевской поперечине подвески силового агрегата придается большая кривизна, крепление к ней Вазовской подушки подгоняется по месту, как и расположение всей конструкции на кузове.

 

   Вариант крепления подвесного подшипника – на дистанционных втулках.

 

   Варианта крепления подвесного подшипника – на переделанной Вазовской поперечине.

   Вместе с КПП придется менять и спидометр. В щиток АЗЛК-412 1970-х г. в. хорошо подходит прибор от ВАЗ-2105, -06. Погрешность его показаний будет около 2% – за счет разности передаточных чисел главной пары (4,3 – 4,22).

   Пятиступенчатая коробка заднеприводных ВАЗов сделана на базе 4-ступенчатой КПП модели 2105. Ее пятую передачу конструкторы разместили под новой задней крышкой. Длина агрегата не изменилась. По установочным и присоединительным размерам, а также точкам крепления пятиступенчатая коробка не отличается от старой, четырехступенчатой. Соответственно, на Москвич эта Вазовская коробка устанавливается так же, как и четырехступенчатая.

   Более серьезным может стать вопрос соответствия передаточных чисел КПП ВАЗа числу главной передачи Москвича и характеристикам двигателя УЗАМ-412. Мощность узамовского мотора – 75 л. с. при 5800 об/мин. Наиболее близкий к нему по этим показателям силовой агрегат модели ВАЗ-2103 – 77 л. с. при 5600 об/мин. Практически одинаковы крутящие моменты обоих моторов и обороты, при которых они достигаются. На пятиступенчатые Вазы с таким двигателем устанавливали задние мосты двух типов: с передаточным числом 4,1, реже – 3,9. При этом главная пара моста Москвича отличается от них в сторону повышения тягового усилия – 4,22. Еще сильнее увеличит общее передаточное число москвичевской трансмиссии Вазовская КПП, чей ряд также имеет большую тяговитость. То есть переделанный Москвич становится более динамичным при разгонах, но менее скоростным при равномерном движении по трассе на высшей четвертой передаче. Однако пятая ступень поможет компенсировать этот недостаток, и машина получается более скоростной. Кстати, пятиступенчатая  КПП по своим передаточным числам – одна из наиболее близких к штатной узамовской коробке.

   Условия работы двигателя УЗАМ с пятиступенчатой КПП ВАЗ не станут более тяжелыми. А при длительной езде на высокой скорости мотор может даже выиграть – если придерживаться скорости 100 км/ч, на повышающей передаче он будет работать на меньших оборотах.

Ступень/модель

М412

ВАЗ-2101

ВАЗ-21053 (1,5 л, 4-ст.)

ВАЗ-21053 (1,5 л, 5-ст.)

ВАЗ-2106

1-я

3,49

3,75

3,67

3,67

3,24

2-я

2.04

2,30

2,10

2,10

1,98

3-я

1,33

1,49

1,36

1,36

1,29

4-я

1

1

1

1

1

5-я

0,82

з.х.

3,39

3,87

3,53

3,53

3.34

Главная передача

4,22

4,3

4,3

4,1 или 3,9

4,1

Используются технологии uCoz